Фольксваген Центр Максимум
Официальный дилер Volkswagen в Санкт-Петербурге

Рыцари дорог. Сравнение Volkswagen Tiguan и Mazda CX-5

Несомненный плюс глобализации — возможность воплощения сценариев, которые раньше казались фантастическими. Немецкие рыцари и японские самураи одинаково прославились в свое время эффективностью и несокрушимостью, но в прямые схватки не вступали. Зато сегодня мы сможем свести в поединке их преемников — Volkswagen Tiguan и Mazda CX-5. Каждый из соперников — несомненная удача: красивые, динамичные, надежные и богато оснащенные автомобили заслуженно считаются фаворитами сегмента компактных кроссоверов. Хотите узнать, кто из них лучше? Читайте нашу статью!

В сияющих доспехах

Дизайнеры отлично потрудились над внешностью Mazda CX5: второму поколению модели уже пять лет, но выглядит она свежо, оригинально и современно. Красота автомобиля во многом определяется хищной графикой передней части: прихотливые формы бампера, в меру крупная решетка радиатора с игольчатым рисунком, узкие блоки светодиодных фар под пологим козырьком капота — вид у авто самобытный и чувственный. Экспрессии добавляет динамичный силуэт со струящейся пластикой боковин, четкими контурами колесных арок и крышей, ниспадающей к ладной корме. Мазда СХ5 прорисована столь удачно, что даже рестайлинг 2021 года обошелся лишь точечными изменениями: лучшее — враг хорошего.


Tiguan на первый взгляд выглядит проще, но это именно та простота, которую не зря считают венцом артистизма. Над обликом модели работал сам Вальтер де Сильва, культовая фигура в мире автодизайна. В лаконичных уверенных контурах немецкого кроссовера — сплав стремительности и монументальности: сухой силуэт с почти прямой крышей, спокойная огранка передней части с аккуратной решеткой радиатора, блоками продвинутой оптики и отчеркнутыми хромом колодцами воздухозаборников, чеканный профиль, атлетичные арки колес на 19-дюймовых легкосплавных дисках и чистые линии задней части: ни единого лишнего штриха! В ходе недавнего рестайлинга лишь чуть подправили пропорции — Фольксваген Тигуан получился вне времени и без намека на агрессию: полная противоположность японскому конкуренту.

По габаритам модели практически идентичны:

• размеры (Д х Ш х В): Mazda CX5 — 4550×1840×1675 мм, Volkswagen Tiguan — 4509×1839×1675 мм;
• колесная база: 2700 и 2677 мм;
• дорожный просвет:192 и 201 мм;
• снаряженная масса: 1605 и 1659 кг;
• объем багажника: 442–1620 и 615–1480 л.

При чуть меньших размерах сумрачный немецкий гений наделил Фольксваген Тигуан столь же просторным, как у Мазды, салоном и более вместительным багажником. Японский кроссовер пытается отыграться полным объемом грузового отделения при сложенных сиденьях второго ряда и меньшей загрузочной высотой. Но внешность немецкого авто все же аристократичнее: ничего не поделаешь — порода!

Жизненное пространство

Салон Mazda CX5 особенно хорош в светлой коже, которая подчеркивает комфорт и утонченность интерьера. Обилие регулировок передних кресел с памятью настроек, изменение угла наклона спинок задних сидений, двухзонный климат-контроль, добротная шумоизоляция и аэродинамически грамотно проработанный люк в крыше — что и говорить, японцы постарались.

Не подкачало и оснащение: оба ряда сидений, области хвата мультируля и лобовое стекло в зоне парковки дворников снабжены подогревом, камеры кругового обзора выводят изображение на полноцветный дисплей медиасистемы с навигатором, контрастные шкалы аналоговых приборов в старшей версии дополнены 7-дюймовым экраном маршрутного компьютера, наиболее важные параметры выводятся на проекционный дисплей, а для смартфона предусмотрена беспроводная зарядка. О том, что интерьеру машины уже более пяти лет, говорит разве что торчащий из торпедо центральный экран диагональю 10 дюймов да ностальгические цветные вставки дефлекторов.

Задний диван в меру просторен и легкодоступен. Попасть на него даже в ненастье можно, не испачкав одежду, — пороги прикрыты от грязи краями дверей. Здесь есть разъем USB и управление обогревом, которое почему-то расположено прямо под локтями седоков. Это один из немногих огрехов эргономики вместе с неидеальной обзорностью и крышей, нависающей над головой задних пассажиров, — но здесь он почти к месту и придает интерьеру Mazda нотку чисто человеческой несовершенности.

А вот в жестком немецком орднунге (порядке) Тигуана места этой ламповой теплоте как-то не нашлось. Фольксвагеновский интерьер сидит ладно, но строго, как парадный прусский мундир: анатомическая формовка и множество настроек кресел с вентиляцией, подогревом и массажем, идеальная обзорность, четкая графика цифровой приборной панели, экрана управления климатом и 9-дюймового тачскрина мультимедиакомплекса реализованы удобно, практично, расчетливо — но без души.

Расположение органов управления оказывается столь выверенным, что даже рождает внутренний протест: все решили за меня — и лучше меня! Впрочем, стальную арийскую волю смягчает бархатная перчатка заботливости о седоках: обилие пространства в салоне, возможность сдвигать секции заднего дивана на 160 мм вперед-назад, высота панорамной крыши с электролюком, добротные материалы и аккуратность отделки быстро возвращают душевное равновесие. Изрядный плюс Volkswagen Tiguan — внимание к мелочам: климат-контроль здесь трехзонный, стекло и кожаный мультируль прогреваются по всей поверхности, а медиасистема чутко реагирует на голосовые команды.

Зато в вопросах безопасности автомобили на редкость единодушны. Круиз-контроль, адаптивное освещение с автоматическим управлением световым потоком, полный комплект подушек и шторок безопасности, гвардия электронных телохранителей с мониторингом «мертвых зон», контролем занимаемой полосы и прочими продвинутыми функциями есть у каждого кроссовера — как и гордые пять звезд по усложненным тестам EuroNCAP.

Mazda CX5 более титулована с наградой Top Safety Pick+ от Страхового института дорожной безопасности США. Tiguan предпочитает действия: динамическую подсветку поворотов или автопилотируемую парковку с самостоятельным расчетом траектории. Каждому свое.

Мощь и скорость

Пожалуй, главные отличия кроссоверов — в технической части. Российские комплектации Мазда СХ5 оснащают единственным атмосферным бензиновым двигателем объемом 2,0 л и мощностью 150 л. с. В паре с ним доступны шестиступенчатые коробки передач — как механическая, с безальтернативным передним приводом, так и «автомат» с возможностью передачи тягового усилия на одну или обе оси. Решение изящное и надежное, даже несмотря на высокую степень сжатия топлива в цилиндрах, которая предъявляет повышенные требования к качеству бензина — не менее Аи-95.


Переработка подвески привела к увеличению диаметра амортизаторов и появлению спереди жидкостнонаполненных сайлентблоков. В силовой структуре кузова увеличили долю высокопрочных сталей, внутри порогов появились Х-образные вставки. В результате на 15% выросла жесткость кузова на кручение, на 10% снизился уровень шума, а двери можно спокойно открыть и закрыть даже при диагональном вывешивании.

Фольксваген Тигуан отличается от Мазды уже тем, что это первый кроссовер в мире, на который устанавливают только турбодвигатели. У российского Тигуана их два, оба на 95-м бензине: базовые 1,4 TSI на 125 и 150 л. с. с шестискоростными МКПП и РКПП и 2,0-литровые агрегаты, форсированные до 150 и 180 л. с. с семиступенчатым «роботом» DQ500, который концерн упорно величает «автоматом».


Автомобиль с передним и полным приводом собран на новой модульной платформе MQB-A2 со стойками McPherson спереди, многорычажной подвеской сзади, усиленными лонжеронами и кузовом, проваренным в семи тысячах точек для большей жесткости.

Динамические характеристики автомобилей:

• максимальная скорость: Mazda CX5 — 199 км/ч, Volkswagen Tiguan — 190–220 км/ч;
• разгон до 100 км/ч: 10,3 и 10,5–6,5 с.;
• расход топлива: 7,2 и 8,4–6,5 л/100 км.

Разница заметна и в ездовых настройках. Японский кроссовер более азартен, с удовольствием ввинчивается в скоростные виражи и жадно поглощает километры шоссе. При этом в салоне почти полная тишина — шум двигателя вмешивается в акустическую картину лишь после 4000 об/мин. А вот в городе Mazda менее комфортна: АКПП слишком уж точно контролирует обороты, постоянно играя передачами, — утомляет. Зато хороша мягкость хода — энергоемкая подвеска добросовестно сглаживает дефекты не только асфальта, но и грунтовых дорог.

Фольксваген Тигуан демонстрирует академичные реакции на газ и тормоз, мгновенно слушается руля, а сдвинуть его с намеченной траектории труднее, чем трамвай. Но при всей готовности к быстрой езде азартным кроссовер не назовешь — удовольствие от вождения здесь доставляет не драйв, а контроль. Настройки подвески и жесткость кузова для наших условий великоваты: монументальная устойчивость в крутых поворотах сопряжена с жестким потряхиванием на выбоинах российских «направлений».


Возможностью выбора внедорожных режимов движения в Тигуане обольщаться не стоит: несмотря на солидный клиренс, прочный защитный обвес и полный привод, его максимум — разбитый проселок. Мазда СХ5 в этом вопросе обезоруживающе честна: выбор режимов на ней отсутствует вообще, так что — никакого экстрима.

Комплектации и цены

К продвижению моделей концерны подходят одинаково: от стартовой, относительно доступной, но спартанской комплектации — к топовым, с богатым оснащением и внушительной ценой. Модель CX5 доступна в России в четырех модификациях:

• Drive с МКПП и передним приводом оценивается в 2,645 млн рублей. Это самый резвый и экономичный автомобиль: максимальная скорость 199 км/ч, расход топлива 6,8 л/100 км. А вот с оснащением беда: тканевый салон, кондиционер, механические регулировки кресел, 17-дюймовые стальные диски да радио с четырьмя динамиками — негусто.
• Active с АКПП можно приобрести с передним или полным приводом. Здесь появляются кожаная оплетка руля и селектора КПП, климат-контроль, светодиодные элементы оптики, центральный информационный дисплей, круиз-контроль и другие приятные опции. Цена на авто в зависимости от привода составит 3–3,2 млн рублей.
• Версия Supreme за 3,5 млн рублей — это 19-дюймовые диски, заводская тонировка задней полусферы, цветной экран над панелью приборов и адаптивная светодиодная оптика. Машине полагается солидный комплекс электронных ассистентов — от датчиков дождя и света до распознавания дорожных знаков.
• Роскошная Executive может похвастать продвинутой бортовой электроникой, полным комплектом систем комфорта и помощи водителю, салоном в перфорированной коже Nappa и пакетом теплых опций. За нее придется отдать чуть более 4 млн рублей.

Дополнительно японский производитель предлагает пакеты оборудования с премиальной аудиосистемой, люком, интеллектуальной системой контроля движения и прочими благами жизни. Отдельная строчка — доплата до 40 000 рублей за цвет. Самая дорогая позиция — эксклюзивный сияющий Soul Red Crystal, в котором Мазда СХ5 действительно завораживает.

Volkswagen Tiguan расширяет гамму предложения до шести комплектаций:

• Начальная Respect с двигателями на 125 и 150 л. с. позволяет выбрать передний или полный привод, механическую или роботизированную трансмиссию. Наполнение скромное, но все же богаче, чем у конкурента: светодиодная оптика, круиз-контроль, подогрев руля, кресел и зеркал, дистанционная разблокировка багажника.
• Для версии Status предусмотрены 180-сильные моторы, выбор режимов движения, парктроники спереди и сзади, датчики света, дождя и трехзонный климат с антиаллергенным фильтром.
• Urban Sport радует стильным наружным обвесом, атмосферной подсветкой салона, несет на борту камеру заднего вида с омывателем и внушительный набор систем безопасности.
• В комплекте солидной Exclusive — адаптивные проекционные фары с подсветкой поворотов, кресла с массажем и комбинированной отделкой, камера кругового обзора и бамперы, окрашенные в цвет кузова.
• Максимальная R-Line позволяет выбрать силовую установку мощностью от 150 до 220 л. с. и несет на борту полный комплекс оборудования и систем безопасности.

Цены на новый Tiguan немецкий концерн пока не объявляет — осторожничает. Впрочем, они традиционно были несколько выше Мазды. Вполне логично: при всех достоинствах Мазда СХ5 Фольксваген Тигуан чуть современнее, капельку практичнее и немного лучше оснащен. Пока победа за Тигуаном — но ключевое слово здесь «пока…».